Котелкин Дмитрий Валерьевич
Котелкин Дмитрий Валерьевич
Депутат Амурского областного Совета народных депутатов
На главную Добавить в избранное Контактная информация
Сайт депутата Амурского областного Совета народных депутатов Котелкина Дмитрия Валерьевича
Мысли и проекты
Версия для печати Версия для печати

Основные идеи программы «ЗА МОЛОКОМ В КАЖДЫЙ ДОМ»

5 мая 2005

Программа «За молоком в каждый дом» - это, прежде всего, программа развития молочного бизнеса на селе, которая гораздо шире простого желания улучшить жизнь сельских жителей. К сожалению, у нас зачастую путают социальную помощь с социальным иждивенчеством. Как бы мы не стремились улучшить жизнь административно, все равно спасение утопающих - дело рук самих утопающих. «За молоком в каждый дом» - эта та соломинка, которая даст возможность утопающим спастись, но только благодаря самим себе. Это удастся далеко не каждому, в последующем нужно осознавать, что на селе, благодаря способностям к предприимчивости, сформируется средний класс – это люди, которые захотят зарабатывать деньги, а не выживать, и на которых будут направлены последующие этапы развития молочного бизнеса на селе.

Прежде всего, в осуществлении любой программы нужно определить ключевые моменты для дальнейшего создания фундамента интересов, благодаря которым программа станет не декларацией, а жизнеспособной по своей природе. Здесь нет мелочей.

 КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ

Высокий спрос на молоко молочных заводовЖизненная необхо-
димость селян держать корову
Достойная цена на закуп молокаДотацииНаличие земель для выпасаЗаинтере-
сованность сельской админис-
трации в развитии подворья и улучшении качества жизни на селе

ФУНДАМЕНТ ПРОГРАММЫ

Жизненная необхо-
димость развития подворий для заводов - перера-
ботчиков и предприятий с молочным животно-
водством
Зависимость админис-
траций сел от развития подворья (интересы)
Стаж за работу на подворье в зависи-
мости от объемов сдаваемой продукции
Креди-
тование заводов - перера-
ботчиков для развития подворий под гарантии области
Работа ГУП "Агро" со всеми игроками на рынке молокаБорьба с перекуп-
щиком любого рода

При наличии фундамента можно строить дом. На первом этапе строительства этого дома нужно установить правила игры на поле сбора молока заводами-переработчиками. И в этой связи нужно искоренить те вопиющие факты, которые сегодня происходят на рынке.

Простой пример - администрация области, на мой взгляд,  откровенно лоббирует интересы Благовещенского молочного комбината (БМК).  Чем объяснить это желание поддерживать только одного производителя? А как же другие предприятия? Сегодня на этом рынке присутствуют два сильных игрока - это БМК и "Хладокомбинат", а также четыре небольших предприятия: ФГУСП "Поляное", Поярковский завод сухого молока, Серышевский и Константиновский маслозаводы. Как быть с ними? Ведь мы можем добиться того, что произошло с помпезно открытым молочным цехом в с. Сергеевка Благовещенского района. Где он сейчас? От него остались одни развалины, и все это - плоды нечестной конкуренции.

Как же создать условия честной борьбы?
Прежде всего, разбить заводы-переработчики на 2 категории:
1) свыше 100 тонн переработки молока в сутки (два завода);
2) свыше 30 тонн  переработки в сутки (четыре завода).

Следующим этапом необходимо произвести разделение области на 2 крупных района сбора молока для двух основных заводов и четыре небольших для оставшихся четырех заводов. Эта разбивка должна пройти на основании конструктивного диалога со всеми заводами, за "круглым столом", а у департамента сельского хозяйства должно быть жесткое намерение во что бы то ни стало ее провести.

Какие в этом плане есть рычаги?
 
ГУП "Агро" после разделения работает только с теми заводами, которые осуществляют сбор на территории кредитуемых предприятий.

Устанавливаются приемные пункты молока в селах под руководством сельской администрации, с четким указанием его принадлежности к заводу-переработчику;

Департамент совместно с предприятиями согласовывает единую цену сбора молока на всей территории Амурской области с целью, чтобы  избавиться от перекупщика (не будет разницы между ценой закупа у населения и ценой завода-переработчика) и исключить возможность интервенции заводами-нарушителями на чужие территории вопреки договору.

Что это даст?
 
Прежде всего, каждый завод, зная, что на его территории никто не сможет собирать молоко, будет заинтересован в развитии подворья и коллективных хозяйств, занимающихся производством молока, а значит, будет смело вкладывать в развитие деньги, по той причине, что молока катастрофически не хватает.

Что я подразумеваю, говоря "вкладывать деньги"?

Можно стимулировать рост производства благодаря дифференцированному подходу по приемке молока в каждом дворе по качеству. Пример: цена за 1 литр молока первой категории на заводе - 7 руб. 50 коп., при   базовой  жирности 3,4%. Зимой жирность молока, как правило, выше, и в среднем составляет, примерно, 4 - 4,2%. Значит, цена молока уже будет равна 8,85 руб. - 9,30 руб. за литр. Тогда как сегодня сбор на подворье осуществляется без определения качества и равен в среднем 5,50 руб. Есть разница?

Кроме того, ситуация, когда вся надежда только на то, как ты организуешь взаимодействие с районом, где ты единственный сборщик молока и путь в другие районы тебе заказан, заставит завод досконально изучить производство молока и работать над снижением затрат.

Что я имею ввиду?

Селянину неважно, какая цена на молоко, ему важно, какую разницу между покупкой и себестоимостью он положит себе в карман. Например, сегодня средняя цена на закуп молока составляет 5,50 руб. Сколько же селянин кладет себе в карман, если учесть, что ежегодно идет сокращение стада? В лучшем случае крестьянину достается бесплатное молоко на его же столе. Продажа дает возможность только возместить затраты. Поэтому содержание коровы - это в  большей степени привычка и ни в коем случае не бизнес.

Предположим, что после поднятия цены, в среднем по году, в зависимости от жирности, молоко будет стоить 8 - 8,5 руб. за литр. Значит, чистый доход селянина составит около 3 рублей. При средних удоях молока в день  (около 15 литров, а меньше лучше не рассматривать, и перевести корову в козу) за месяц на одну корову селянин получит 1 350 рублей чистого дохода. Три коровы дадут 4 000 рублей в месяц -  хорошее подспорье для тех, кто не имеет других способов заработать денег на селе!

Так вот, затратная цифра в 5 рублей на корма - это почва для работы заводов по снижению себестоимости за счет организации и проведения торгов в районах по покупке и выращиванию кормов, а самое главное - фиксирование цены на целый год. Это естественно, потому что дает возможность заводу снизить заводу себестоимость покупки молока - за счет понижения цены закупа кормов. Разница ляжет в карман завода. Это бизнес.

Вкладывая деньги в развитие подворья и хозяйств, занимающихся производством молока,  заводы задумаются над улучшением породы. Например, станут внедрять искусственное оплодотворение семенем элитных быков из "банков семени", находящихся в западной части России, организовав работу ветеринаров на современном уровне.

И последнее, даже если организовать четкую работу в течение 3 - 4 лет с подворьем, завод не добьется стопроцентной обеспеченности молоком своих производств. И здесь уже им придется наладить плотную работу с коллективными хозяйствами по внедрению новых технологий, покупке элитного стада, оказанию помощи в получении кредитов (интеллектуальные способности и возможности заводов, как правило, гораздо выше)  и оформлению лизингов.

Самое главное достижение в строительстве первого этапа нашего дома - это создание четких правил игры, жизненную заинтересованность и ответственность заводов перед селом и наоборот. Ибо любой завод живет и развивается только при наличии сырьевой базы. В развитии сырьевой базы (подворья)  - его кровный интерес.

Следующий "этаж" дома под названием "За молоком в каждый дом" - это зависимость сельской администрации от развития крестьянского подворья. Глава села - это ключевая фигура в программе, потому что только он знает всех граждан села, он подотчетен перед селянами, и как государственный чиновник подконтролен фискальным органам в случае нарушения закона При средних расчетах выходит, что для организации приемки молока главой необходимо около 50 копеек

Будет ли это сумма выделяться из дотаций или же селяне примут решение отдавать ее из собственных доходов - это предмет для обсуждения.

В среднем в селе находится от 100 до 150 голов коров. Возьмем за основу для расчетов 100 коров. При этом предположим, что каждая из них дает 4 000 в год. Так вот, простой расчет: 100 х 4 000: 12 месяцев х 50 копеек = 17 000 рублей.

Это бюджет главы для сбора молока в нынешних условиях. На эти деньги он должен нанять нескольких человек для сбора и возместить затраты на ГСМ для поездки по деревне один раз в день с целью сбора молока в каждом дворе. Этого вполне достаточно. С ростом количества коров и увеличением сдачи молока, сверх планируемого, доход будет идти в бюджет села на социальные нужды. Это будет зависеть от взаимодействия завода и глав как районной, так и сельской администраций.

Обязательным фактором в данной программе должно стать принятие закона Амурской области "О начислении стажа за работу на подворье при определенных показателях и объемах производства".

Предприимчивость глав администраций, направленная на развитие подворья, даст возможность получать жителям села льготные кредиты на покупку коров, нетелей или телок, под гарантию администрации (данный факт подтвержден управляющим Россельхозбанка).

Стратегия и  тактика программы

1. Любая программа должна иметь как тактику, так и стратегию. Все, что описано выше, это идея стратегического развития на 3-4 года. Что же касается тактики, то здесь требуется обкатка отдельных механизмов данной программы, в связи с чем необходимо:
- подготовить  постановление Губернатора о проведении эксперимента;
- установить в виде эксперимента приемные пункты в нескольких селах разных районов, эксперимент проводить и в течение одного года;
- назначить ответственных лиц из департамента сельского хозяйства по исследованию данного эксперимента;
- итоги эксперимента довести до всех глав администраций районов на административном совете и сделать их почвой для обсуждения.

2. Дотации. Нужны ли дотации подворью? Да, но только не для стратегического, а тактического хода. На переходный период до 2006 года дотации нужны как воздух, с целью наибольшей мотивации производства молока. В последующем - это будет только мешать развитию. Это как лишние деньги, которые выдают родители детям, а они, к сожалению, применяют их не по назначению.

Программа "За молоком в каждый дом" - не перспектива отдаленного будущего. Она нужна уже сегодня, чтобы удержать на селе хозяина и позвать туда тех, кто хочет  зарабатывать деньги.

Дмитрий КОТЕЛКИН,
депутат областного Совета.

Все мысли и проекты »

Приходилось ли Вам обращаться за помощью в общественную приемную партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"?
Никогда
Иногда
Всегда обращаюсь, когда приходится трудно
Не верю, что там мне помогут
Есть уверенность, что мне обязательно помогут
Приходилось слышать от знакомых о деятельности приемной
Здорово, что нам хоть где-то реально помогают
Хотелось бы узнать о деятельности приемной больше
Хочу обратиться за помощью
Мне просто любопытно!
Смотреть результаты
Амурский областной Совет народных депутатов
Официальный сайт фракции "Единая Россия"
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВЕДОМОСТИ - ЕЖЕДНЕВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ АГРАРНОГО МИРА
Студия Белоусовых